Stella Maris (st_maris) wrote,
Stella Maris
st_maris

Под воздействием случайного порыва возобновляю записи в этом дневнике.
В данный момент хочу оставить здесь несколько заметок об отдельных явлениях в украинской культуре, с которой оказались отчасти связаны мои интересы и моя жизнь.

1. О музыке и о Карпатах: Перкалаба.

Перкалаба была первой группой, которую я выделила из десятка других прослушанных мною украинских коллективов. Она безоговорочно понравилась. Диски прочих групп пыляться на полке, а Перкалабу я часто слушаю, когда хочется поднять настроение.
Насколько я понимаю, название это заимствовано у какого-то карпатского села. Легенда это, или такое село действительно есть, - не знаю. Но совершенно очевидно, что музыка Перкалабы замешана на национальных мотивах.
Впервые услышанная Перкалаба напомнила мне молдавскую группу Sdob si sdub. Потом пошли ассоциации с Эмиром Кустурицей его некурящим оркестром. При всей условности этих сравнений (и при том, что Sdob si sdub, например, я знаю только по некоторым песням), общее очевидно: присутствие национального колорита, этнические инструменты и духовая секция, веселый панковский угар. В основе музыки – СКА. У Перкалабы он звучит по-цыгански разухабисто - с румынскими цимбалами, с распевками. Особенно интересен театральный оттенок исполнения: разноголосье, речитативы, краткие уморительные диалоги:
“(тук-тук)
- Хто там?
- Це я, татечку.
- Гуляй, спивай, пiсяй, танцювай
Моя мармулядочко!!!”
Как видно из приведенного примера, тексты у Перкалабы вполне можно разобрать, - если не на слух, то с листа. Как и полагается ска-панк-команде, в текстах они много шутят, иногда, как мне кажется, остро. Вокалист, густым голосом напоминающий Александра Ф. Скляра, исполняет песни театрально, но с долей агрессии. Впрочем, я уже написала, что панковские корни здесь очень слышны.
В общем, - веселая, красочная, очень артистичная музыка. Ее слагаемые понятны, но общий колорит неповторим. Именно он и вызывает у меня интерес.

PS. А еще у Перкалабы есть песня "Гулей", где заимствован рефрен из песни Стинга "Desert Rose". Думаю, что Стинг, если бы услышал, то сначала попросил бы денег за нарушение авторских прав, а потом бы пустился в пляску.

2. "Полтава", Гоголь и гатишные мелодии: Вiй.

Интересно, может ли кто-нибудь представить себе звучание “украинской готики”? Разумеется, речь не о стиле архитектуры, а о современной музыке. Вот, собственно, эта группа и является достойным примером. Уже при взгляде на одно лишь название коллектива вспоминается наследие классической литературы.
Я слушала только один альбом Вiй, - “Чорна Рiлля”. Как только включила диск, в комнату тихо вползли звуки ночной природы: пение цикад, отдаленный лай собак, уханье совы… Сразу вспомнилась школьная программа:
“Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут…”
Идиллию прервал замогильный мужской голос, начавший вещать что-то о черной змее, вползающей в ночь. Тут-то сразу вспомнилась панночка в гробу…
Из-за постоянного присутствия звуков природы музыка Вiй кажется очень образной. Правда, на ум приходит сравнение с саундтреком к фильму ужасов. К несомненным плюсам группы можно отнести тот факт, что музыка исполнена и записана затейливо, с несомненным мастерством. “Электрические элементы”- главным образом гитара, - звучат вполне классически. Акустика же представлена более необычными сочетаниями виолончели, гитар, шаманских ударных. На альбоме я нашла вполне “рок-н-ролльные”, психоделические композиции (“Закрутило небо колесом”), и рядом с ними, - красивые стилизации под средневековые баллады (“Менуэт”). Все сыграно очень качественно, интересно и тонко.
К минусам творчества Вiй я (лично для себя) отношу вокал: заунывный, мрачный, несколько однообразный. Понимаю, что в подобную музыку он вносит уместный оттенок отстраненности. Но мне не нравится окрас голоса, а не только манера исполнения. Поэтому я могу по достоинству оценить Вiй, однако никогда не буду любить их.
А если уже говорить об оценке, то эту музыку можно определить как самобытную, изящную и интересную. Атмосфера, создаваемая группой, совсем не похожа на ироническую, - напротив, она подлинно магическая, таинственная, погружающая в воскрешаемый мир язычества.

3. О театре и о магии: Г. Гладий.

О существовании режиссера и актера Григория Гладия я, к стыду своему, узнала совсем недавно. Но лучше поздно, чем никогда. Спасибо тем замечательным людям, которые познакомили меня с этой творческой персоной.
О биографии и фильмах Гладия я писать не буду, эту информацию можно получить на его официальном русском сайте:
http://www.gregoryhlady.net.ru/

Отмечу те факты, которые являются для меня наиболее важными. Гладий, как верно отмечают критики, принадлежит к породе театральных магов. Я слышала отзывы о его работах, читала описание теории. Но лишь недавно, увидев документальный фильм "Гладий. Возвращение", я смогла представить себе эту школу в действии.
Методика Гладия основана на изучении древних религиозных практик, особенно тех, где уделяется внимание не только очищению сознания, но и работе тела - йога, буддизм, шаманизм. Такие важные для актера задачи, как концентрация внимания, работа над пластикой, раскрепощение мышц и нахождение дыхания, достигаются при помощи медитаций и специальных тренировок. Это все напомнило мне любимый мною DEREVO, с его вниманием к пластике буто. Но DEREVO, как мне кажется, все же в большей степени жанровый театр. А работы Гладия, возможно, более эклектичны и (что важно) наполнены пристальным вниманием к национальной культуре и ее языческому наследию. В общем, - все это стоит внимания.
"А сову эту мы разьясним..."
(с) М. Булгаков, Собачье сердце.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments